Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Какие бывают православные праздники
Во все праздничные дни Устав предписывает особое богослужение, обычно заканчивающееся литургией. Церковным Уставом (Типиконом) предусмотрена градация всех праздников по степени торжественности их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяца. Первые свидетельства этой практики относятся к концу 11 века. Преподобный Никон Черногорский. Описывается система 3-х диапазонов праздников: больших, средних и малых. Что же касается значения событий, воспоминаемых Церковью, то на первом месте стоит Пасха: самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздником праздник, а торжеством торжество». Затем идут Большие Праздники (к ним относятся 12 Двенадцатого и Не Двенадцатого), за ними следуют Средний и Малый).
Двенадцатые и большие праздники в календаре отмечены красным крестом в круге, средние — красным крестом без круга, а малые — тремя точками в полукруге. В конце 19 в появилась новая система наглядных обозначений праздников месяца, зафиксированная, например, в ныне действующем «Церковном уставном ключе» Н. С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.
Все праздники церкви распределяются на два годовых цикла: неподвижные (минеи) и передвижные (триоды). Празднования установленного цикла строго фиксируются только по дням месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима модификация: n — 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксируются только по дням недели, будучи жестко соотнесенными с датой Пасхи, которая является точкой отсчета всего годового подвижного цикла. Песах и Двенадцать праздников (а также некоторые другие) имеют более ранний праздник, после праздника и приношение.
По тематике праздники делятся на Господские (в честь Спасителя), Богородицы и праздники святых (и соборов святых). Под святыми подразумеваются как люди (Божьи угодники), так и ангелы. По времени празднования праздники делятся на передвижные (переходные) и постоянные. По месту празднования они делятся на общие, празднуемые одинаково торжественно во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые праздники покровителей (храма) или праздники в честь местночтимых икон или святых. Таким образом, патрональный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается в литургическом аспекте к большим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам.
Пополнение православного календаря — длительный и непрерывный процесс, ведь периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.
Список православных праздников и даты
Ниже приведен список наиболее почитаемых православных праздников с датами по новому стилю.
Праздники Пасхи и Двенадцатого:
- Пасха – это движущийся праздник;
- Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
- Вход в храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
- Рождество — 7 января;
- Крещение Господне — 19 января;
- Собрание Господне — 15 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля;
- Вербное воскресенье: ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
- Вознесение Господне: на 40-й день по Пасхе, всегда в четверг, переходящее празднество;
- Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы): на 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
- Преображение Господне — 19 августа;
- Успение Богородицы — 28 августа.
Большой отпуск:
- Святого апостола Иоанна Богослова — 9 октября и 21 мая;
- Рождество Иоанна Крестителя – 7 июля;
- Память святых апостолов Петра и Павла – 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября.
Средний отпуск:
- Новый год — 14 сентября;
- Явление иконы Богородицы Неопалимой Купины — 17 сентября;
- Память преподобного Сергия Радонежского — 8 октября;
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
- Праздники в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 4 ноября;
- Праздник Явления иконы Божией Матери «Всем страждущим Радость» (у беспопов этого праздника нет) — 6 ноября;
- Память великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября;
- Михайло-Архангельский собор – 21 ноября;
- Память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября;
- Знамение Богородицы в Великом Новгороде — 10 декабря;
- Память святителя Николая, Мир-Ликийского чудотворца — 19 декабря и 22 мая;
- Собор Пресвятой Богородицы – 8 января;
- Обрезание Господне — 14 января;
- Память святителя Василия Великого — 14 января;
- Собор Святого Иоанна Крестителя — 20 января;
- Память святителя Григория Богослова — 7 февраля;
- Память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 12 февраля;
- Праздник в честь первого и второго обретения головы Иоанна Крестителя — 9 марта (8 марта в високосный год);
- Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта;
- Воспоминание явления Феодоровской иконы Божией Матери — 27 марта; 29 августа; во вторую неделю Великого поста «по уставу Успенского собора Московского Кремля»;
- Похвала Пресвятой Богородице — суббота пятой седмицы Великого поста;
- Лазарева суббота — переходящий праздник накануне Вербного воскресенья, за 8 дней до Пасхи;
- Память великомученика Георгия — 6 мая;
- Середина Пятидесятницы — переходящий праздник в среду, через три с половиной недели после Пасхи;
- Пасхальная доставка — это переходящий праздник на 40-й день после Пасхи, накануне Вознесения Господня;
- Празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
- Третье обретение головы Иоанна Крестителя — 7 июня;
- Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля;
- Положение Мантии Господней — 23 июля;
- Память пророка Илии – 2 августа;
- Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской — 10 августа;
- Происхождение Креста Господня — 14 августа;
- Толгская икона Пресвятой Богородицы — 21 августа;
- Перенос изображения не от руки — 29 августа;
- Донская икона Пресвятой Богородицы — 1 сентября.
Маленький отпуск:
- Преподобный Александр Свирский
- Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский
- Святые князья Ярославские Феодор, Давид и Константин
- Святые отцы Божии Иоаким и Анна
- Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- Преподобная Анна Кашинская
- Святые мученики Киприан и Иустина
- Святые чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан
- Преподобный Варлаам Хутынский
- Блаженный Максим, юродивый Христа ради
- Святой благоверный князь Александр Невский
- Святая великомученица Екатерина
- Святая великомученица Варвара
- Собор Святой Софии Суздальской
- Святая мученица Татиана Римская
- Преподобный Максим Грек
- Преподобный Никита Столпник
- Преподобный Пафнутий Боровский
- Преподобный Димитрий Прилуцкий
- Святой благоверный князь Даниил Московский
- Преподобный Феодосий Печерский
- Преподобный Нил Сорский
- Преподобной Евфросинии Полоцкой
- Святитель Леонтий Ростовский
- Святитель Никита, епископ Новгородский
- Преподобный Дионисий Глушицкий
- Преподобный Кирилл Белозерский
- Преподобный Паисий Великий
- Святые Петр и Феврония
- Святая княгиня Ольга
- Преподобный Стефан де Махрищский
- Святой князь Владимир
- Святые князья Борис и Глеб
- Блаженный Василий Московский
- Святые Зосима и Савватий Соловецкие
- Блаженный Лаврентий Калужский
Праздники церковные и праздники государственные
Религиозные праздники отдаленного происхождения, несмотря на свою «публичность» и популярность в народе, оставляют в душе чувство некой интимной радости, столь характерное для личных праздников и совершенно нетипичное для государственных, гражданских праздников. В России до 1925 года Пасха и все Двенадцатые праздники, православные по своей сути, были также государственными и гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашается равноправие религий и их независимость от государства, только Рождество объявляется выходным днем и отмечается как праздник. Это, конечно, не делает Рождество главным православным праздником (которым, кстати, и является Рождество для остальных, неправославных христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остается Пасха.
В 2005 году 4 ноября в России был установлен государственный праздник День народного единства. Православные в этот день празднуют явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы, благодаря заступничеству которой, по преданию, ополчение в 1612 году во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским разгромило поляков. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного праздника. Его праздновали три века, до 1917 года. С приходом советской власти традиция празднования освобождения Москвы прервалась, и вот, немногим более 10 лет назад, она была возобновлена.
Кажется, любая поддержка традиции празднования древних религиозных праздников помогает нам осознать себя частью народа, частью великой культуры. Это заставляет нас думать о вечных ценностях, которые, однако, часто кажутся недостойными внимания, когда мы молоды, но неизбежно привлекают нас с возрастом. Это помогает противостоять волне всей той грязи, которую выливают в душу людям, особенно молодежи, телевидение и другие средства массовой информации.